Рекордный миллиард. Как принимали бюджет Северодонецка на 2018 год?

Рекордный миллиард. Как принимали бюджет Северодонецка на 2018 год?

22 декабря в Северодонецке прошла последняя сессия горсовета в этом году при участии 23-х из 36-ти депутатов ведомства. Вопросы рассматривали почти два с половиной часа, но в итоге все же решили самый болезненный и важный для города момент – приняли бюджет на следующий год.

22 декабря в Северодонецке прошла последняя сессия горсовета в этом году при участии 23-х из 36-ти депутатов ведомства. Вопросы рассматривали почти два с половиной часа, но в итоге все же решили самый болезненный и важный для города момент – приняли бюджет на следующий год. Речь идет о немалых суммах – в этом году бюджет Северодонецка составил почти миллиард, в следующем - рост доходов и расходов ожидается в 22,28%, а доходы составят 1,2 миллиарда гривен. Для сравнения: проект бюджета всей контролируемой Украиной части Луганской области на 2018 год предполагает доход в сумме немногим более 4,5 миллиардов гривен. Так что тратить есть что, но в вопросах о том, как именно это будет сделано и получится ли вообще – мнения депутатов мэрии традиционно расходятся.

Пожалуй, за всю историю существования органов власти в Северодонецке с момента его основания, вопрос разработки и принятия бюджета города не решался так «запутанно». «Виноватыми» оказались бюджетники, вернее, их зарплаты. Представленный управлением финансов проект решения на 20-м заседании исполкома 19 декабря поддержан не был. Инициативная группа в составе депутатов Буткова, Куницы, Ященко, Водяника, Коростелева, Ляхового, Сафроновой, Кравцова, Попова, Нижельской и Ивонина отправились проект дорабатывать. Так, в первоначальном варианте проекта предлагалось поднять в наступающем году зарплаты всем бюджетникам на 20%. Однако, фракции Оппоблока и «Самопомочі» изменили его на доработке. С учетом изменений управление финансов доработало проект, и он был принят сначала исполкомом, а позже и на сессии. В результате зарплата чиновников увеличится на 5%, а врачей и учителей – на 25%. Именно вопрос о том, кому добавить денег и стал самым горячо обсуждаемым. До драк не дошло, но жарко все же было.

Кому дать?

«Мы обещали, что учителя и врачи должны получить 25% прибавки, потому что на сегодня их зарплаты сильно отстают от зарплат работников аппарата (мэрии – прим. ред.). Поэтому и подняли на 25%, оставшихся пять – хватило, чтобы поднять зарплату аппарату управления. Дальше была дискуссия – у кого забрать, а кому дать. Можно было забрать у врачей и учителей, и дать больше аппарату управления… Просто других денег в бюджете нет. В этой дискуссии, я считаю, приняли правильное решение», - прокомментировал итоги сессии депутат, возглавляющий фракцию Оппозиционного блока Игорь Бутков.

По словам члена исполкома Аркадия Коростелева, принятое решение об увеличении зарплат учителям, а не чиновникам, стало первым, когда это сделали «те, кто это должен был делать всегда».

«Стоит сразу отметить то, что это первый бюджет, в котором заработные платы устанавливало не управление финансов с риторикой «мы никого не обижаем», «мы всем даем», а устанавливали те, кто это должен был делать всегда – депутаты, исходя из стратегических интересов города, а не интересов отдельных чиновников, которые сейчас начали лить «крокодильи» слезы о размерах своих и так не маленьких заработных платах», - отметил Коростелев.

По информации чиновника, в 2015 году на финансирование зарплат органов управления было выделено 18 161 667 грн. В 2016-м - 32 322 665 грн, что на 77,97% больше чем в 2015. При этом, индекс инфляции в 2016 составил 12,4% (цены выше 2015 на 12,4%, зарплата выше 2015 на 78%). В 2017 году на аппарат управления выделено уже 47 449 105 грн, что на 46,8% больше , чем было в 2016 году при инфляции в 2017-м – приблизительно в 13%. Итого с 2015 по 2017 год финансирование заработных плат чиновников увеличено в бюджете города в 2,61 раза.

«Стоит ли говорить, что учителям, врачам, воспитателям, тренерам и т.д. рост был намного меньше, что привело к тому, что в 2017 году уровень средней заработной платы в аппарате управления по специалистам составил 10,3 тыс грн в месяц, по служащим 9,5 тыс грн, по прочему обслуживающему персоналу 7,5 тыс грн, в то время когда средняя заработная плата воспитателей составила 4,5 тыс грн, педагогов 6,1 тыс грн, врачей 8 тыс грн», - пишет Коростелев.

Согласно представленной информации, образовавшаяся экономия по органам управления была направлена на дополнительное финансирование садиков (добавлено 1 987 882 грн), школ (добавлено 3 956 805 грн) и финансирование заработных плат по центру предоставления реабилитационных услуг инвалидам и детям инвалидам, библиотекам, музею и дворцу культуры.

А что в целом и при чем здесь стереотипы?

В отличие от Игоря Буткова, действующий городской голова Валентин Казаков в комментариях о проведенной сессии был лаконичен и в лишние подробности не вдавался: «Мы сегодня приняли общий бюджет. Это для того, чтобы работали бюджетные организации и коммунальные предприятия».

Что же касается бюджета в целом - городской совет решил определить на 2018 год общий объем доходов в сумме 1221415732 грн., в том числе доходы общего фонда в сумме 1199154432 грн. Объем доходов спецфонда определен в сумме 22 261 300 грн., в том числе бюджет развития - 600001 грн. Общий объем расходов указан в сумме 1221069804 грн., в том числе объем расходов общего фонда - в сумме 1199154432 грн., объем расходов спецфонда - 21216485 грн. Также предусмотрено предоставление кредитов из городского бюджета в сумме 345 928 грн.

Депутат мэрии, а по совместительству и заместитель губернатора области Ольга Лишик выразила уверенность, что наполнение бюджета зависит от работы руководства города, акцентировав свое внимание на стереотипах.

«При обсуждении (бюджета – прим. ред.) призвала депутатов не спекулировать терминами бюджет «плохой» и «денег нет». Город имеет свои ресурсы, государственные субвенции, возможности привлечения софинансирования, неизрасходованные резервы. Бюджет стабилен, а его дальнейшее наполнение зависит от профессиональной работы руководства города… Это стереотип, навязанный нашим людям, что мы бедные, у нас ничего нет и нет бюджетных денег. Уважаемые граждане, в бюджете деньги есть на все расходы, которые необходимы, даже на развитие есть довольно много средств, так как город не освоил деньги, которые были запланированы на освоение в этом году», - заявила Лишик.

С такой позицией, очевидно, не согласен член исполкома Аркадий Коростелев, опубликовавший на своей странице в Facebook подробный материал, охарактеризовав принятый бюджет как возможно имеющий общий скрытый дефицит в 60-65 миллионов гривен.

А есть ли дефицит и страшен ли он?

Коростелев отмечает, что доходы в принятом на 2018 год бюджете соответствуют расходам, но все же предполагает, что имеет место быть скрытый дефицит.

«Бросается в глаза то, что расходы на коммунальные услуги в 2018 году по отношению к 2017 году растут в бюджете на 1,16%. Это при том, что СТКЭ увеличило цену тепла для бюджетников на 21%, а ТЭЦ заявило рост тепла для бюджетников свыше 45%. По некоторым подразделениям заложено вообще сокращение расходов на 7%, 5% процентов. Только управление соцзащиты и Фонд коммунального имущества показали реальный рост расходов на 25% и 15% соответственно. Это значит что бюджет имеет скрытый дефицит, который по приблизительным оценкам в части коммунальных услуг имеет сумму до 15 млн грн. Наши коммунальные предприятия за 9 месяцев получили из бюджета финансовой помощи на 28 млн грн. Если просто разделить на 9 и умножить на 12 получается, что по году получаем потребность в 37,3 млн. Если же знать о том, что троллейбусное управление часть года финансировало свои расходы из остатка средств на своем счете, то расходы последнего квартала необходимо увеличить, что даст оценочную сумму использования финансовой помощи на уровне 41-42 млн грн. С учетом роста минимальной заработной платы (более 16%) в 2018 году эта сумма будет гораздо выше. На сколько? Ответ дает Программа социально-экономического развития города на 2018 год, которая показывает убыток коммунальных предприятий в 2018 году на уровне 55 млн в год, который необходимо будет компенсировать из бюджета. Но и это не все. В этой же программе ожидается, и это правда, что уровень оплаты услуг населением будет не выше 90%. То есть бюджету придется компенсировать не только убытки, но и нехватку средств от недополученной выручки, а это около 10 млн грн. Итак в 2018 году, если не изменить тарифы может понадобиться порядка 65 млн грн финансовой помощи из бюджета для того, чтобы наши предприятия работали (ездил троллейбус, убирались от снега дороги, предоставлялись услуги ЖКХ , работала аварийная служба). В бюджете 2018 года на финансовую помощь выделено 15,2 млн грн. В 2017 по факту будет потреблено 42 млн, а в бюджете 2018 выделено 15,2 млн грн. Это скрытый дефицит. Общая сумма скрытого дефицита по финансовой помощи в 2018 году ожидается в размере 65-15 = 50 млн грн. Далее. Субвенции Сиротино и Боровскому на 2018 год оставлены на уровне 2017 года – 1500 тыс грн. Есть большие сомнения, что рост доходов бюджетов этих населенных пунктов будет равен росту их расходов. Итого можно констатировать , что городской бюджет на 2018 год имеет общий скрытый дефицит 60-65 млн грн. Хорошо если я ошибаюсь. Почему об этом ничего не сказано было на слушаниях по бюджету города на 2018 год вопрос к финансовому управлению и мэру», - считает чиновник.

Кто куда заглядывать не хочет?

Как предполагает Коростелев, финансирование этого дефицита будет браться из остатка денег на казначейских счетах города на начало 2018 года.

«А откуда в свою очередь они там взялись. Ведь в 2017 году доходная часть перевыполнена незначительно. Чтобы ответить на этот вопрос стоит вспомнить 2016 год и то как клеймили Буткова и меня за то, что город не проел более 160 млн грн , которые остались на котловом счете города на конец 2016 года. В 2016 году мы говорили, что такое перевыполнение доходной части, которое было в 2016 не вечно, что нужна финансовая подушка на следующие годы. И она была создана. Именно за счет финансовой подушки, созданной в 2016 году, финансировались в 2017 году расходы бюджета развития – дороги, крыши, прочие капремонты, приобретение оборудования, в условиях, когда перевыполнения доходов 2017 года не было и финансирование бралось из остатка на начало года. Замечу, у города в 2018 году не хватает доходов даже на финансирование потребления, не говоря о бюджете развития. Да 117 млн грн средств на 21.12.17 на казначейских счетах хватит и на бюджет развития в 2018 году. Он по оценкам составит 117 млн – скрытый дефицит 60 млн = 57 млн грн (напомню, бюджет развития в 2017 году был 170 млн грн). Но за что жить в 2019, если так пойдут дела и дальше (расходы будут превосходить доходы, а мэр, играя в популизм будет держать тарифы, в том числе на ЖКХ на уровне 2008 года). Ведь остатка на 1.01.19 может не хватить. Хотя наша нынешняя власть не заглядывает так далеко», - говорится в сообщении члена исполкома.

Немає коментарів. Ваш буде першим!
Завантаження...