Северодонецк потерял 70 миллионов за 9 месяцев. Как «Азот» влияет на бюджет города?
Северодонецкий «Азот», входящий в холдинг украинского олигарха Дмитрия Фирташа OSTCHEM, находится в режиме простоя с апреля. Большая часть трудового коллектива переведена на 2/3 ставки и на работу не выходит. Долг по заработной плате работникам – более 100 миллионов гривен. Долг перед уже уволившимися работниками – еще 35 миллионов. Впрочем, страдают не только сотрудники предприятия, но и бюджет города Северодонецка, для которого «Азот» является предприятием градообразующим. Из-за отсутствия налоговых отчислений завода бюджет города ежемесячно теряет огромные суммы. По словам начальника финансового управления Северодонецкого городского совета Марины Багринцевой, каждый месяц завод-гигант мог бы перечислять почти восемь миллионов гривен.
«В течение этого года для бюджета города характерны некоторые нюансы. Прежде всего, полностью остановлено перечисление в бюджет налогов главным бюджетообразующим предприятием города ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот». Начиная с марта, «Азот» полностью остановил перечисление налогов. Не уплачиваются ни налоги за землю, ни налоги с доходов работников. Вследствие анализа, который мы провели, в соответствии с прошлым годом ежемесячно бюджет города теряет только от непоступления от одного предприятия 7,8 миллионов гривен. Таким образом, по итогам 9 месяцев потери очень значительны, и перспектив до конца этого года по улучшению ситуации не ожидается», - отмечает Багринцева.
Кроме того, проблемы в городском бюджете вызваны снижением платы за землю и акцизного налога.
«Анализируя состояние выполнения поступлений по доходной части, мы видим, что вызовом для нас стал не только «Азот», но и уменьшение по другому доходному источнику - плате за землю. Это вызвано фактором неуплаты этого налога как «Азотом», так и тем, что многие предприятия города воспользовались очень двоякой ситуацией с действующим законодательством, что касается предприятий, осуществляющих деятельность в зоне АТО. Мы видим, что наш город под действие закона не подпадает, что он касается тех, кто находится на территории разграничения, на неподконтрольных территориях. Суды занимают также двоякую позицию. И в результате этого у нас очень значительные потери относительно поступления платы за землю. Нами было запланировано за 9 месяцев 35,6 миллионов гривен, фактически мы получили 23,8 миллиона гривен», - говорит Багринцева.
Также, по словам чиновницы, наблюдается значительное уменьшение акцизного налога. В течение прошлого года акцизный налог стал вторым источником поступления после налога на доходы физических лиц. В этом году законодательство изменило механизм начисления, что, по мнению Багринцевой, негативно повлияло на поступления.
«Последние три месяца мы не получали средства от реализации горючего, которые должны получать теперь от государства. Акциз взимается с горючего при растаможивании или при производстве. В городе взимается акцизный налог при реализации подакцизных товаров: табака и алкогольных напитков. Бюджет недополучил более 5-ти миллионов. При необходимых 39,6 миллионах, фактически мы получили чуть более 30-ти», - рассказала начальник финуправления Северодонецкой мэрии.
О том, что отсутствие налоговых отчислений «Азота» в бюджет города может в дальнейшем привести к серьезным проблемам, еще в июне текущего года заявлял экс-секретарь Северодонецкого городского совета Игорь Бутков.
«Последние два месяца, бюджет города, в доходной части, не выполняется. В основном из-за «Азота». Последние два года мы перевыполняли бюджет. Это означает, что в следующем году, возможно вообще денег не будет на ремонт дорог и на все остальное. Даже в этом году, если бы не было денег, оставшихся с прошлого года, у нас бюджет развития был бы 800 тысяч», – говорил Бутков.
Так, сейчас исполнение городского бюджета происходит исключительно от налога на доходы физических лиц, который обеспечен за счет роста минимальной зарплаты до 3200 гривен, а также расширения круга налогоплательщиков. Что касается перспектив градообразующего «Азота», то они по-прежнему туманны и не дают поводов для оптимизма.
По мнению главы профсоюзного комитета предприятия Валерия Черныша, есть четыре основные проблемы, которые не позволяют возобновить полноценную работу «Азота», и для их решения поддержка государства.
«Первая и основная проблема - это отсутствие устойчивого энергоснабжения Луганской области. С лета 2014 года обеспечение электроэнергией «Азота» осуществляется от одного источника - Луганской ТЭС в Счастье. Любой сбой в подаче электроэнергии приведет к остановке предприятия», - говорит глава профсоюза.
Кроме того, отсутствие механизма защиты внутреннего рынка минеральных удобрений является второй причиной, которая не дает работать предприятию. Для решения этой проблемы, по словам Черныша, есть два пути - введение таможенных пошлин на ввоз в Украину импортных минеральных удобрений и использование в производстве удобрений природного газа местной добычи.
Также существуют технологические проблемы, в частности, эксплуатация существующего газопровода, который нуждается в замене, но в течение четырех лет предприятие безуспешно пытается решить вопрос с землеотведением, без которого замена газопровода невозможна.
Четвертой, не менее важной проблемой, по мнению Валерия Черныша, является проблема логистики, связанная с доставкой сырья и отгрузкой готовой продукции и ростом с 1 августа на 50% тарифов по доставке ж/д транспортом. Как уверяют на предприятии, самостоятельно решить все эти проблемы они не смогут, а поддержку государства – пока не ощущают.